Черный – самый противоречивый цвет, с какой стороны на него не посмотри. Никакой другой цвет не вызывает такой абсолютной любви и такого же безусловного неприятия. Символ изначальной Тьмы, небытия и мистики и, в то же время, плодородия, респектабельности, смирения. Путь черного цвета в фавориты дизайнеров интерьеров и архитекторов был долог и тернист. И вот уже почти десять лет он на пике популярности. Почему черный цвет стал основным трендом в отделке и дизайне?
Ошибался великий психолог Макс Люшер, автор знаменитого цветового теста, говоря: «Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь».
Согласно Писанию – с черного цвета жизнь началась. Первые строки Библии говорят о том, что тьма была до света, а черный цвет появился ранее всех остальных. И первый свой негативный статус черный цвет получает сразу же по сотворению мира. Свет признается полезным, а черная тьма отвергается как безжизненная.
Это неприятие черного на самом, если так можно сказать, высшем уровне тянется за ним до сих пор. Долгое время черный вообще не считался цветом! Как будто бы, красный, зеленый, желтый – это цвета, а черный – нет. И так говорили не неграмотные крестьяне и ремесленники. Черный не считали цветом ни великий Леонардо да Винчи, при этом активно использовавший его в своих работах, ни гениальный Исаак Ньютон, открывший цветовой спектр и не увидевший в нем черного.
Тем не менее, черный цвет существовал в природе и отрицать данный факт бессмысленно. Мы встречаем его в цвете плодородной земли, в окраске животных, в цвете полезных ископаемых. Понемногу черный цвет стал появляться в окраске тканей для одежды. Это был не тот глубокий благородный черный цвет, к которому мы сейчас привыкли. Получить стойкий черный краситель было трудно, да и сейчас это самый капризный цвет с точки зрения устойчивости – на натуральных тканях он до сих пор плохо держится, несмотря на все ухищрения химиков. А столетия назад, когда для окрашивания применяли органические красители – сажу, жженное дерево, битум, болотный ил, чернильные орешки с листьев дуба и оксид марганца. Такие красители давали изначально как будто выстиранный черный цвет, более похожий на темный коричневый или серый. Эти невыразительные цвета как нельзя лучше подходили для одежды простолюдинов – на нем не так была заметна грязь и копоть. Черный стал ассоциироваться с цветом грязи, безнадежности, безвыходности, уныния.
Люди, принадлежавшие к другим сословиям, надевали черную одежду лишь в знак траура. Здесь, очевидно прослеживается ассоциация «прах еси и во прах обратишься», напоминание об уходе туда, откуда все пришли. Черный становится символом смерти и греха в противоположность белому – цвету воскресения и Христа.
Черный, как напоминание о бренности сущего, стал основным цветом одежд монахов и священнослужителей в непраздничное время.
Во всех религиях, народных эпосах, сказках у черного цвета незавидная репутация. Но так будет не всегда.
С появлением геральдики черный становится одним из шести основных цветов, используемых при прорисовке герба. А в литературе часто начинают встречаться «черные рыцари» – черный становится символом тайны. В XIII веке черный из геральдических рисунков перебирается в цвет одежды знатных горожан. Теперь он символ морали, аскетизма и достоинства. Способствует этому и изобретение черных красителей для щелка, дающий глубокий оттенок. С этого времени на несколько веков черный прочно обоснуется в гардеробах королей и знати, а также юристов, чиновников и судейских. За ними последовали все, кто считал свои долгом демонстрировать благочестие – купцы, банкиры.
Вплоть до 17 века мода на черный цвет поддерживалась и как протест против пышных ярких одежд знати и как стремление демонстрировать свою приверженность скромной жизни, подлежащую истинным христианам.
Очередной виток развития популярности черному цвету дало развитие книгопечатания – черные буквы и гравюры на светлом фоне, белой тогда бумага не была.
Мир постепенно становится черно-белым. Протестантизм объявляет войну непристойным ярким цветам в жизни, выводя черный и его оттенки на первый план.
17 век – пора расцвета черного везде. Одежда, домашняя утварь, отделка домов – все погрузилось в темноту. Одновременно с этим и как бы в противоречие вездесущему черному цвету его объявляют цветом дьявола. И в тоже время, начавшийся расцвет науки, наряду с другими открытиями, все-таки включил черный цвет в хроматическую систему. Появляются новые науки, в том числе колориметрия – изучение цвета. Наука и искусство проявляет к цвету огромный интерес. И с черного цвета понемногу снимается демоническая вуаль, но свои позиции в моде он сдает почти на столетие.
Но в середине 19 века, в пору расцвета нефте- и угледобычи, снова возвращается на сцену. Дым и копоть заводов просто заставляют горожан надевать черную одежду. Его носят и господа, и слуги, и в конечном итоге его становится очень много вокруг. Удивительно, что на рубеже 19 и 20 веков распространение черного снова подкрепляется протестантской моралью.
Даже Генри Форду, автору знаменитого утверждения «Цвет автомобиля может быть любым при условии, что он черный» приписывают любовь к этому цвету как следствие его религиозных убеждений. Впрочем, есть и другие теории, почему первые форды были только черными. Теперь точно не известна причина любви Форда к черной краске – то ли потому, что она быстрее сохла и конвейер мог работать быстрее, то ли потому, что она была дешевле других.
Очередную войну черному цвету объявили художники, повторяя за Леонардо «черный – это не цвет». Кандинский, например, считал черный концом всякого развития и символом полной неподвижности. И только появление фотографии, а затем и кинематографа, в первоначальном виде черно-белых, немного снизило накал яростного протеста художников против черного цвета. Даже появление цветной фотографии не смогло окончательно справиться с черно-белыми снимками. И до сих пор, самые известные фотографы активно используют этот вид съемок, считая, что на них лучше видна душа человека.
Да и художники не забывают черный и часто используют его в своих работах. Вспомним «Черный квадрат» Малевича – что прячется за ним? Преисподняя? Конец мира? Или его начало? Каждый зритель видит за ним что-то свое.
Настоящую оду черному цвету в своем творчестве спел художник Пьер Сулаж. Он ввел понятие «сверхчерный» цвет и большинство своих работ выполнил в черной гамме. Придав ему новое звучание.
Вслед за ним дизайнеры и модельеры подхватили идею черного, как цвета элегантности и роскоши. Маленькое черное платье и классический черный смокинг можно считать эмблемой нового витка любви к черному.
С тех пор он практически не сходит с модных подиумов.
С легкой руки французского дизайнера Филиппа Старка в интерьеры проникли аксессуары из черного хрусталя. Затем появились черные светильники, черная мебель, черная сантехника, а затем и интерьеры Total Black.
И хотя психологи настоятельно не рекомендуют использовать черный в интерьере, говоря о его угнетающем воздействии на психику, спрос на них растет. Известные дизайнеры включают черный в свои проекты, разбавляя золотыми акцентами и разноцветными аксессуарами, играя с фактурой поверхности.
Любовь к черному цвету в интерьерах объясняют увлечением восточной тематикой, где черный цвет в чести. Например, в Японии черный цвет считается торжественным и свадебным, а в Азии символом семьи и любви.
У нас в стране черный долгое время считался цветом протеста. Вспомните подростков, которые начинают носить только черное, бунтуя против чрезмерной родительской опеки.
Может и оконный рынок сейчас бунтует, как подросток, выбирая в новостройки раз за разом черные окна вместо привычных белых? Как будто бы, белые окна стали символом эконом класса, а его антипод черный – премиальным, роскошным? И черные окна просто возможность без серьезных затрат придать недвижимости шик, блеск, красоту и немного подкрутить стоимость квадратного метра?
Как бы там ни было, черные окна – это супертренд, который отмечаем и мы, судя по количеству заказов на покраску окон в черный.
Черные окна в соответствующей обстановке действительно выглядят свежо, нетривиально, необычно.
Проблема с их излишним нагревом и возможной деформацией оконного профиля решается использованием краски с высоким коэффициентом отражения солнечного тепла и прочным армированием в пластиковом профиле.
Уверены, что черные окна – тренд не на один год. Черные окна прекрасно смотрятся в интерьере практически с любым цветом стен и переживут не один ремонт.